Коротко о том, как можно почти потерять важные данные, или Не кладите внешний жесткий диск на край!

 

 

Перед Новым годом поступил к нам в работу весьма своеобразный заказ: два накопителя Seagate, один из которых – ноутбучный диск на 120 Гбайт, а второй – 3 Тбайт Barracuda из внешнего бокса. История этого заказа весьма примечательная. Владельцы накопителей поместили внешний диск аккурат над ноутбуком, на полке, и в один «прекрасный» момент кто-то из них дернул за один из проводов, который тянулся от внешнего диска к ноутбуку, внешний диск сорвался с полки (так как лежал на краю) и с ускорением свободного падения упал на ноутбук. И то, и другое устройство в этот момент работали.

Вполне логично, что оба устройства перестали работать. И также логично (хотя и в корне неправильно – мы об этом много раз писали), что хозяева этих устройств начали их включать в надежде на то, что они волшебным образом самоизлечатся.

Увы, в клинической норме такого не случается. Наоборот, многократные включения приводят к увеличению повреждений, к «размножению» пыли и царапин внутри гермоблока; результат: заметное удорожание процесса восстановления данных (если оно вообще возможно после таких «акций»). Если внешний диск упал (и к тому же, работал при этом) – и вы уже слышите какие-то посторонние звуки (шипение, треск, стук) – выключайте его незамедлительно и несите специалистам! Конечно, в том случае, если вам нужны данные – ремонт такого устройства после падения уже невозможен почти всегда.

Итак, хозяева обоих дисков, вдоволь натешившись включениями-выключениями, решили, что надо искать специалистов по восстановлению информации: диски похоронили весьма солидный массив крайне важных данных. Так диски попали к нам.

Вскрытие ноутбучного накопителя показало, что восстановление данных с него уже невозможно: аккурат посередине диска красовался широкий (около 6 мм) запил, который делал невозможной успешную замену головок даже с использованием нанополимера. Слишком большая поверхность диска была повреждена.

Проблемы царапин заключаются не только в их наличии, но и в положении и размерах. Головка жесткого диска – хитрое аэрозависимое устройство, работающее по принципу крыла самолета. После набора необходимых оборотов над поверхностью диска формируются мощные циркулирующие потоки воздуха, на которые головки просто перекладываются из парковочного положения; пока диски крутятся, потоки воздуха остаются неизменными, и головки находятся в таком положении («лежат» на воздушной подушке). Если обороты диска начинают уменьшатся, срабатывает система автоматической парковки: головки немедленно с воздушного потока переводятся в парковочное положение.

Однако если на поверхности диска имеются повреждения, потоки воздуха могут нарушаться; чем обширнее эти повреждения, тем больше возмущения потоков. Если же эти повреждения находятся ближе к середине диска, то воздушный поток над ними, в силу того, что в месте повреждения поверхность не имеет абсолютно гладкой поверхности, начинают завихряться, формируется двойная струя воздуха (с обеих сторон от запила), а в области запила – район разреженного воздуха. Именно поэтому, когда головка пролетает над таким местом, она «проваливается» с подушки и бьет по поверхности, расширяя его – так небольшая царапинка может в считанные секунды вырасти до размеров 0.5 – 1.0 см. Так, очевидно, и образовался запил на первом диске из нашего заказа.

Со вторым диском все выглядело еще хуже. Удар привел к тому, что сработала система автопарковки – но, увы, обеспечить запарковывание перемещающего с большой скоростью в пространстве устройства (диск падал – смещался центр тяжести и на гермоблок действовало центробежное ускорение) она не смогла. Блок магнитных головок (БМГ) заклинило между краем поверхности и парковочной рамой. В этом положении диск довольно долго пытались включить – он раскручивался, головки работали в качестве абразива, продуцируя массу пыли; повезло, что они не могли распарковаться – тогда бы данных точно уже восстановить было нельзя, так как с учетом количества уже набившейся на поверхности пыли, образование запилов было неизбежным.

Однако, не смотря на то, что внутри диска было очень много пыли, диск был значительно зацарапан в области парковки, шансов восстановить данных именно с него было намного больше. Было принято решение провести спасательные работы.

Все началось с очистки диска. Сначала диск продули химически чистым азотом. Вслед за этим произвели химическую очистку поверхностей с помощью специальной жидкости. Оказалось, что пыли было так много, что наших запасов химикатов просто не хватило на то, чтобы очистить диск сразу. Пришлось докупать химию. Поскольку дело было под Новый Год, весьма токсичные реагенты нам доставили только в начале января.

Очистительные работы продолжились. Если вам кто-то скажет, что диски чистить очень легко – послушайте нас и не верьте. Мелкая пыль, которая получается при абразировании поверхностей, имеет магнитные свойства, и примагничивается не только к «блинам», но  и к осям (шпиндельного двигателя и БМГ), к внутренним стенкам гермоблока и всем узлам внутри. Но мыть все это хозяйство в комплексе нельзя: требуется извлекать из гермоблока узел за узлом, промывать их отдельно, хранить в особом чистом контейнере; сама работа контролируется под микроскопом – если по ее окончании на каком-то из узлов обнаруживаются даже незначительные частицы пыли, его очистка начинается сначала.

В общем, на очистку устройства от пыли может уйти от 1 до 3 недель в зависимости от того, сколько в устройстве «блинов».

По окончании процедуры химической очистки гермоблок был собран и заново продут химически чистым азотом. После этого был использован первый (так называемый «калибровочный») набор донорских головок. Он обычно достаточно быстро выходит из строя, так как его основная функция – калибровка адаптивных параметров БМГ, изменившихся после полной сборки-разборки гермоблока. После того, как калибровочный БМГ вышел из строя, устанавливается основной БМГ – и производится вычитывание данных.

Что мы и сделали с этим заказом. Процедуры очистки были выполнены по высочайшим стандартам: нам удалось считать жесткий диск полностью, и количество дефектных секторов составило не более 1000 штук на все 3 терабайта. Это не просто хороший – это удивительный результат, говорящий о том, что мы смогли убрать из гермоблока практически всю пыль.

А вам совет: если вы используете внешний жесткий диск – никогда не кладите его на край. Это чревато не простыми и очень дорогими процедурами по реанимации ваших данных.

data recovery

-5%