Мистическая подсветка

Мистическая подсветка, или сказ о том, как владелец ноутбука Sony Vaio по сервисным центрам ходил

Есть в ремонтном деле разновидность неисправностей, которые ремонтники называют «мистика». Такие неисправности проявляются не всегда, смоделировать неисправность обычно не получается, и найти ее причину можно только в том случае, если специалист по-настоящему высококлассный. Высококлассный спец – это не тот, кто знает наперечет все неисправности (такой специалист скорее обычный, средний), а тот, кто может интуитивно, базируясь не только на знаниях, но и на опыте и определенном мировоззрении, найти такую неисправность и устранить ее.

Мистические неисправности встречаются не часто, однако если случаются – то буквально выносят мозг ремонтника средней руки. Высококлассный спец при встрече с таким типом отказов переходит в состояние исследователя, выдвигает ряд гипотез, из-за которых устройство может не работать, и начинает эти гипотезы отрабатывать. Научный подход, так сказать, in action. Без него, научного подхода, такие случаи не решаются. Поведаем об одном из таких случаев, произошедшем в нашем сервисе совсем недавно.

Но для начала представим нашего специалиста. Устройством занимался Виктор Буянов – специалист по ремонту мобильных компьютеров с более чем шестилетним стажем, имеющий высшее образование и прошедший ряд повышающих квалификацию курсов и вебинаров. Виктор – один из тех немногих специалистов, который, локализовав неисправность, не укладывающую в стандартную схему поломок, начинает использовать научный подход: ставит цели и задачи, отрабатывает и проверяет гипотезы, проводит эксперименты. Все это в итоге повышает не только шансы на восстановление работоспособности устройства, но и качество самой работы, так как при таком подходе обязательно выявляются сопутствующие неисправности и локализуется самое главное – первоначальная причина отказа, без устранения которой, скорее всего, устройство, по прошествии некоторого времени, выйдет из строя снова.

Ноутбук, о котором идет речь – устройство Sony Vaio, у которого начала отказывать подсветка дисплея. Жидкокристаллический дисплей сам по себе не светится, а лишь формирует изображение. Для того, чтобы это изображение увидеть, необходимо организовать через матрицу такого дисплея ровный световой поток, в котором изображение и будет четко видимым. Когда перестает работать дисплей ноутбука, довольно часто это проблема именно с подсветкой: она либо сгорает, либо теряется контакт с питанием, либо перестает работать ее управление. Как видим, спектр неисправностей не слишком велик, и обычно выявление такой неисправности не вызывает проблем и проводится довольно быстро.

Однако в нашем случае все было несколько сложнее. Сначала наш клиент отнес свой ноутбук в другой сервисный центр, где устройство было разобрано, затем собрано, и подсветка заработала. Обрадованный заказчик принес компьютер домой, где подсветка работать наотрез отказалась. Повторный визит в тот же сервисный центр, и процедура повторяется: ноутбук разбирают, собирают, подсветка включается, но после прихода домой – снова отказывается работать.

Заказчик пошел в другой сервисный центр, и история повторилась с точностью до последней запятой. Устройство мистическим образом хотело работать только в стенах сервисного центра, а вот дома работать отказывалось. Впору было подумать о вызове экзорциста, однако владелец устройства решил попытать счастья в нашей лаборатории.

И он пришел по адресу.

Разборка-сборка ноутбука дала тот же временный результат: подсветка заработала. Зная историю устройства, Виктор Буянов решил не радовать клиента преждевременно, а поставил простой эксперимент: как поведет себя ноутбук, если на какое-то время изменить его положение в пространстве. Такие устройства обычно переносят в специальных сумках – туда ноутбук и был помещен, после чего он был поставлена на час в вертикальном положении. После этого компьютер включили – подсветка не работает.

Исходя из этого был сделан логический вывод: во время сборки устройства восстанавливаются какие-то контакты, которые могут работать только при горизонтальной ориентации устройства. Если же устройство принимало вертикальное положение, то, очевидно, под действием силы тяжести контакт терялся. Из этого следовал простой, но логичный вывод: виновата проводка.

В ноутбуке Sony Vaio лампы подсветки соединяются с контроллером управления и питанием посредством шлейфа. Предположив, что какая-то часть этого шлейфа расслоилась и проводники получили возможность двигаться относительно друг друга, шлейф был исследован под микроскопом по всей длине. Предположение подтвердилось: один из участков шлейфа, постоянно перегибаемый при открывании и закрывании крышки ноутбука, банально перетерся, и в месте разрушения проводники, находящиеся внутри него, расслоились, с них стерлась изоляция, что приводило к замыканиям проводников в строго одном и том же положении: когда крышка ноутбука закрыта, а сам он находится в вертикальном положении. При стандартом осмотре невооруженным глазом шлейф выглядел вполне исправным, и обнаружить неисправность без применения научного подхода было просто невозможно.

Проблема после проведения исследования была решена за 10 минут: восстановлена изоляция проводников, сами проводники собраны в подобающем порядке в шлейфе, а сам шлейф усилен пластиковой гибкой накладкой с обеих сторон.

И клиенту не пришлось думать о том, что в его доме мистическим образом перестают работать компьютеры ;).

20170123_131727

-5%