Почти детектив: жесткий диск-утопленник

 

Мы уже привыкли не удивляться, когда к нам в лабораторию попадают необычные и даже курьезные случаи восстановления данных, но недавний кейз был и необычным, и курьезным, и еще к тому же криминальным. Это был жесткий диск из устройства видеофиксации (DVR), который был… утоплен. Криминальность истории в следующем:

Накопитель Toshiba емкостью 2 Тбайта попал к нам на лабораторный стол со дна БЧК, где он пролежал около суток. Была обворована крупная торговая организация, а видеорегистраторы, чтобы не рисковать, преступники сначала немного побили молотком, а затем выбросили в канал, уверенные, что получить с них данные после таких издевательств будет уже невозможно.

Они недооценили наших специалистов…

…Накопитель из видеорегистратора привезли теплым апрельским вечером. Стояла отличная погода, дул легкий ветерок, ничего не предвещало срочной работы. Инженеры неспешно собирались по домам, менеджер зевал в своем кресле. Прошел очередной весенний день, лето стало немного ближе, день – чуточку длиннее, а погода – чуточку теплее. Вошедший в двери компании «КомпМастер» молодой человек выглядел вполне заурядно: синие джинсы, простая одноцветная футболка, обычные неяркие кроссовки – в общем, ничего необычного.

— Здравствуйте, — сказал он. – Мне нужно восстановить данные.

— Добрый вечер, — привычно отозвался менеджер. – Расскажите подробно суть проблемы.

— У нас фирму ограбили. Вынесли все подчистую. Видеонаблюдение поломали и в БЧК выкинули. Вчера это было. Утром водолазы один регистратор достали, жесткий диск вот.

Молодой человек положил на стол жесткий диск Toshiba емкостью 2 Тбайта.

— Заполняйте бумаги, — менеджер взял в руки накопитель, осмотрел и начал заносить в базу данных.

— Это срочно… — заметил заказчик. – Надо воров поймать, пока они не продали все, что вынесли.

— За срочность придется доплатить, — ответил менеджер. – Сейчас уже вечер, ребята домой собираются.

— Конечно, я понимаю, — молодой человек взял в руки бумаги для оформления заказа, и начал уверенной рукой их заполнять.

Менеджер начал звонить:

… — Виктор Сергеевич, — раздалось в трубке. – У нас срочный заказ, необходимо поработать ночью.

— Хорошо, а в чем дело?

Менеджер привычным языком описал проблему:

— Имеем накопитель-утопленник. Для Кыргызстана случай не просто редкий, а выдающийся. Тошиба, 2 тера. Диск из ДВР-а, перед тем, как утопить, по регистратору чем-то били. Клиент – крупная торговая организация, у них вчера магазин вынесли, на ДВР-е предположительно снято преступление. Надо восстановить, как можно быстрее, пока жулики не успели награбленное пропить.

— Я  буду через час. Закрою кое-какие дела дома и приеду. – Виктор Сергеевич, директор «КомпМастера», всегда принимал непосредственное участие в работе над наиболее серьезными заказами. Не стал исключением и этот. – Вызывайте Станислава.

— Хорошо.

…Двое высоких молодых мужчин, одетые в белые халаты, склонились над жестким диском.

— Виктор Сергеевич, нам повезло, что ДВР мертвый был. Диск не включали.

— Согласен. Давайте включать чистую зону, без исследования гермозоны этот диск запитывать нельзя.

Заказчик ожидал вердикта на кожаном диване напротив лаборатории. Удивительно спокойный оказался молодой человек. Лишь позднее мы поняли, что его спокойствие было результатом нашей уверенности в успехе всего предприятия.

…Двое высоких молодых мужчин (я повторяюсь, но куда уж против правды-то) напряженно работали в чистой зоне. Открыв накопитель, они поняли: вода попала внутрь. Капли воды были везде: на магнитных пластинах, на блоке магнитных головок, на чипе коммутатора.

— Виктор Сергеевич, тут донор нужен, — Станислав, инженер восстановления данных, поднял голову от микроскопа. – И гермозону чистить надо. Это надолго. Предлагаю для ускорения работ промыть только блины, перенести пакет магнитных пластин в другую банку, головки с донора взять.

— Поддерживаю, — Виктор Сергеевич вышел к заказчику. Предстоял сложный разговор:

— Простите, не знаю вашего имени, — начал директор «КомпМастера».

— Роман.

— Виктор, очень приятно.

— Взаимно.

— Роман, ситуация тяжелая, обманывать не буду. Работы предстоят сложные. Нужен диск на запчасти. Такой же, как ваш. У нас есть несколько таких накопителей, если вы согласны на проведение работ, то диск-донор придется оплатить перед началом работ.

— Расскажите подробнее.

— Внутри вашего диска вода, — Виктор Сергеевич присел рядом с Романом. – Везде вода. На пластинах, на головках. Плата электроники неремонтопригодна. Эти запчасти мы возьмем с донора.

— Понятно, — Роман понимающе кивнул головой. Виктор Сергеевич продолжал:

— Для того, чтобы ускорить работы, мы предлагаем из вашего диска пакет блинов перекинуть в донор. Тогда придется чистить от воды только сами блины, это быстрее, чем гермоблок целиком.

— Сколько все это займет времени? И сколько денег надо прямо сейчас? – Роман был деловым человеком.

— Сделаем к утру, если донор будет.

Роман взял в руки телефон и начал звонить:

— Байке, в «КомпМастере» обещают к утру все сделать, надо за донор заплатить. Вода внутрь диска попала, — Роман долго слушал то, что говорили ему по телефону, затем нажал кнопку отмены вызова и обратился к Виктору. – Оплату донора и ваших услуг мне санкционировали. Давайте работать. Я ведь не нужен вам сейчас?

— Нет, — широко улыбнулся Виктор. – Оплатите запчасти и приезжайте утром. Только диск для данных не забудьте.

— Хорошо, — Роман убрал телефон в карман и вышел.

…Работа, между тем, шла споро. Станислав, опытнейший инженер, промывал пакет магнитных поверхностей специальной жидкостью, которая при высыхании не оставляет на них никаких следов. Донорский гермоблок был уже подготовлен, плата электроники адаптирована под пострадавший накопитель. Дело было за малым – установить пластины пациента в банку донора и начать копировать данные.

— Виктор Сергеевич, а что там за DVR был? – Станислав вопросительно поглядел на директора.

— Минутку подожди, посмотрю в базе.

Через пару минут модель DVR-а была названа, и начались поиски его спецификаций. Восстановить доступ к поверхности диска в этом случае – только половина дела. Другая половина – узнать, в каком формате и как рекордер записывает данные. И суметь их расшифровать…

…Роман был у дверей «КомпМастера» в 9 утра. Менеждер открыл двери в офис, попросил молодого человека подождать на диване:

— Станислав вчера до 5 утра работал. Минут через 20 подъедет, подождите.

— Хорошо.

 

…Прошло полчаса. Инженер восстановления данных и заказчик склонились над экраном ноутбука:

— Смотрите, вот это последний час записи. У вас работало 3 камеры, каналы я смог рассинхронизировать, каждый канал теперь в виде отдельного файла можно смотреть. Неудобно было, все три канала на одном окне.

— Отлично! – Роман был явно доволен.

— Вот окно разбивается, хорошо видно, — Станислав продолжал комментировать видео. – Вот здесь, посмотрите, один из воров крупно получился – лицо хорошо видно. Я этот кадр отдельно сохранил. Можно фотографию распечатать, для розыска.

— Хорошо, — Роман был явно очень доволен.

— Вот, смотрите, тащат что-то, — Станислав продолжал показывать видеофайлы, указывая на отдельные детали пальцем. – А вот еще один раз тот же жулик крупно. Это я тоже сохранил отдельно, тоже можно фото сделать. А вот, видимо, нашли DVR – картинка обрывается, дальше только черный экран будет до конца, я просматривал. Вас устраивает такой результат?

— Да, конечно! – заказчик долго с благодарностью тряс руку Станислава. — Лицо одного из воров записано-же. Дальше уже работа милиции.

 

…Это невыдуманная история. Это случилось всего несколько дней назад. Благодаря успешно и быстро проведенной работе по восстановлению данных преступники были пойманы в считанные дни, большая часть имущества обратившейся к нам фирмы (ее название нас попросили не распространять) была найдена и возвращена владельцу. Ну а мы получили очередной ценный опыт: даже в стране, где не бывает наводнений, возможно восстановление данных с утопленного диска.

20160409_202548 20160409_202535 20160409_185415 20160409_185353

 

-5%