Как Google Chrome стал «козлом отпущения»? Как обезопаситься до смерти Windows? Как ошибки софта могут выдавать себя за аппаратные неисправности?

Всем наверное известны «синие экраны смерти» Windows (они же «синяки», «BSOD»)? Это критические ошибки в работе операционной системы семейства Windows, препятствующие ее нормальной работе или даже запуску до рабочего стола. Причин может быть вагон и маленькая тележка. Чаще они аппаратные — бэды в ОЗУ (как самая частая причина), бэды на жестких дисках, нестабильное питание комплектующих, отрывы чипсетов. Реже встречаются ошибки из-за софта — обновления системы, несовместимость драйверов и/или ошибки при их разработке, несовместимость программных продуктов. Как раз о последних и пойдет речь в нашей статье, весь материал был взят из реального случая с ноутбуком, который поступил к нам в СЦ. Но еще бывают такие ошибки, которые выдают себя за неисправность «железа», т.е. коды синих экранов, возникших из-за софта, совпадают с кодами ошибок синих экранов от аппаратного обеспечения, проще говоря вызывают одни и те же сбои в ОС. И возникает необходимость их дифференцировать с помощью специальных программных тестов железа — MemTest — для тестирования ОЗУ, Victoria — для проверки накопителей, FurMark — для тестирования видеокарт, AIDA — для тестирования под полной нагрузкой и т.п. Еще один важный элемент при диагностике синих экранов — коммуникация с клиентом, т.е. необходимо знать условия возникновения ошибки, что намного ускорит диагностику! Когда знаешь как и чем вызывается синий экран — можно легко отследить логическую цепочку, ведущую к причине неисправности.

Как Google Chrome стал

В нашем конкретном случае мы столкнулись с несовместимостью программного обеспечения, созданного защищать компьютер от вредоносного ПО и обезопасить доступ в интернет. Но, как оказалось на практике и вовсе препятствовали нормальной работе ОС. Пациентом был ноутбук Lenovo IdeaPad L340-15IWL. Тут как бы еще и удешевление производства подобных устройств добавляет сомнений в надежности компонентов, помимо синих экранов с кодами ошибок «железа». В купе этих факторов был начат поиск с помощью вышеописанного тестировочного ПО. Была потрачена уйма времени и ничего не выявлено, даже при работе в самой ОС не было выявлено сбоев, кроме тех, что зарегистрированы в журнале событий Windows. И лишь только один звонок клиенту помог уточнить условия возникновения синего экрана — при работе в браузере Google Chrome. При его запуске возникал синий экран с разными кодами ошибок:
0x0000001E KMODE_EXCEPTION_NOT_HANDLED — указывает, что программа в режиме ядра сгенерировала исключение, которое не обнаружил обработчик ошибок. Это очень общая ошибка, ее могут вызывать как проблемы с аппаратной частью, так и с софтом.
0x000000D1 DRIVER_IRQL_NOT_LESS_OR_EQUAL — указывает, что драйвер режима ядра попытался получить доступ к страничной памяти при выполнении процесса, IRQL которого имеет слишком высокое значение. А вот эта уже поконкретнее, и ссылает все-таки на какой-то из драйверов. Однако драйвер может работать неправильно и из-за его подконтрольного устройства.
0x00000050 PAGE_FAULT_IN_NONPAGED_AREA — указывает на попытку обращения к недопустимой системной памяти. Еще и указывает, что вызвало проблему: bddci.sys. Вот тут то и попался, я бы даже сказал «спалился» основной виновник всех бед!

Как Google Chrome стал

bddci.sys — это файл-драйвер антивирусной программы Bitdefender, разработанный ею и успешно переданный в пользование штатному антивирусу Windows 10. К нему имеют обращение и другие антивирусные программы. В частности у клиента был установлен WebCompanion от LavaSoft, который якобы защищает браузеры от вредоносного кода, встроенного в веб-страницы и является дополнительно устанавливаемым ПО (Adaware), т.е. без ведома пользователя с другими крупными программами. Кроме того еще имелся в арсенале защиты и антивирус Касперского, который имеет встраиваемое расширение для браузера Google Chrome… Вот тут-то бедняга Хром и стал «козлом отпущения»! Вот и выявилось несовместимое ПО. Что ж, теперь дело за малым — какой антивирус удалить? Однозначно WebCompanion, т.к. он был установлен без ведома клиента, что уже нарушает безопасность, да и бесплатный сыр мы знаем где… А вот в репутации лицензионного антивируса Касперского однозначно сомнений быть не может! Его мы устанавливали клиенту когда-то, но как я писал выше — бесплатное дополнительное ПО было установлено без ведома клиента им самим.

А тебе, дорогой читатель, как и всем нашим клиентам, мы рекомендуем устанавливать антивирусы только известных и хорошо зарекомендовавших себя брэндов! В нашем СЦ мы можем Вам предложить официальные лицензии на антивирусы Dr.Web, Kaspersky, Eset Nod, при установке которых, будет проверена совместимость с установленным у Вас ПО! После чего выдадим гарантию на срок действия лицензионного ключа! Выбирай только настоящее программное обеспечение!

-5%