Жесткие диски (НЖМД, или HDD) могут «не пускать» вас к данным по разным причинам, которые можно объединить в 4 основных типа (располагаем их в порядке сложности работ): логические неисправности, неисправности микропрограммы, неисправности платы управления и неисправности внутри гермозоны.
Накопитель абсолютно исправен, корректно определяется в BIOS или операционной системе, не имеет дефектных секторов. В некоторых случаях видны разделы и файлы, в некоторых – нет. В целом такие неисправности можно подразделить на разновидности:
1) Диск офторматирован.
2) Диск отформатирован и на него установлена свежая операционная система и записаны какие-то данные.
3) Данные клиента (или их часть) удалены.
4) Размеры разделов изменены, или разделы передвинуты, но операция не была завершена корректно (например, во время проведения этой операции отключилось электропитание).
5) Заголовки разделов или части файловых таблиц испорчены.
6) Разделы или файлы зашифрованы (либо самим клиентом, либо аредоносной программой-вирусом).
Что можно сделать:
1) Создать полную посекторную копию вашего накопителя на другой физический носитель информации.
2) Пробовать на этой копии (не трогая оригинал) все то, что посоветует вам интернет, друг-сисадмин или духи Марса.
3) Если ничего не получилось – принести оригинал в компанию, профессионально занимающуюся восстановлением данных.
Что делать нельзя ни в коем случае:
1) Самое главное — не производить запись на тот диск, с которым случился «логический» сбой.
2) Не пытаться «лечить» отказавший диск или раздел программами типа ScanDisk или MHDD: это не помогает, а наоборот, делает ситуацию только хуже. Особенно использование программы ScanDisk – все, что она считает фрагментами данных, эта программа собирает в специально создаваемые папки на том же диске (казалось бы, ну в Microsoft вроде бы не дураки должны бы быть программисты… ан нет L), затирая при этом то, что можно было восстановить.
3) Давать оригинальный диск тем, кто позиционирует себя как «сисадмин», «брат сисадмина» или «я Windows знаю!». Вы можете в качестве эксперимента предоставить любому из них образ Вашего диска, а оригинал берегите для профессионалов.
2. Неисправности микропрограммы диска
Пожалуй, самая распространенная и самая трудно диагностируемая «невооруженным» взглядом массовая неисправность. Сделать здесь обычно без специального оборудования и знаний ничего нельзя – рекомендуем нести накопитель спецам. Как определить, что у Вас именно неисправность микропрограммы? Наиболее часто встречающиеся симптомы – накопитель не определяется системой (не виден в BIOS) или видится системой, но не показывает разделы и данные. Правда, в последнем случае результатом такого поведения могут быть дефектные сектора – однако и в этом случае, без специализированных инструментов вычитывания, самостоятельно справиться обычно нереально.
Что можно сделать:
1) Подключить накопитель через заведомо исправный кабель и на заведомо исправное питание для проверки, что проблема не в них.
2) Если диск не завелся – его надо нести спецам.
Что делать нельзя:
1) Нельзя переставлять плату электроники от исправного диска. Современные накопители имеют адаптивные параметры, записанные в ROM платы управления. Часть накопителей имеют чипы аппаратного шифрования. Ну и, конечно, масочное ПЗУ, версии микропрограммы и прочие мелочи, которые необходимо знать и учитывать для того, чтобы успешно «прирастить» плату к гермоблоку. Почему нельзя? Статическое электричество, которое есть на каждом из нас, может легко убить микросхему коммутатора внутри гермоблока. И тогда банальное исправление проблемы в служебке может вылиться в полноценную замену головок.
2) Нельзя открывать диск. Поверьте, Вы ничего не сможете сделать с тем, что внутри – а вот значительно понизить шансы восстановления данных с такого накопителя – более чем.
3) Нельзя давать диск тем, кто позиционирует себя как «сисадмин», «брат сисадмина» или «я Windows знаю!». Никто не знает, что данные господа будут пытаться сделать с накопителем – может быть, откроют его, или будут пытаться «прирастить» плату управления от другого ЖД (см. п. 1 и 2).
4) Нельзя использовать найденные на просторах интернета «чинилки» — программы, которые записывают что-то в служебную область. Перезапись служебной информации необратима, и часто может привести к тому, что данные будет нельзя восстановить никак. Нигде. И ни за какие деньги.
Как правило, такой тип неисправности легко диагностировать: достаточно аккуратно открутить плату электроники и посмореть на нее. Если Вы видите выгоревшие электронные компоненты или дырки в больших микросхемах – плата «умерла» гарантированно. Тоже самое – если электронные компоненты на плате окислены или подвержены другому типу коррозии. Можно ли владельцу такого диска пропаять «больные» компоненты, или заменить те SMD-элементы, которые выглядят больными? Бесспорно, да, если хозяин накопителя имеет опыт качественной пайки таких компонентов, умеет их подбирать и на 100% уверен, что не поставит на место индуктивности тиристор или на место транзистора – диод Шоттки. Если такой уверенности нет – то из категории «можно» мы посоветуем только нести накопитель специалисту. Из категории же нельзя будем советовать следующее:
1) Нельзя пытаться заменить плату с исправного накопителя. Вероятность успешного исхода крайне мала, вероятность «прибить» коммутатор очень велика.
2) Нельзя пытаться перепаивать какие-либо чипы, если Вы не умеете этого делать. Работа с электроникой на уровне «посмотрю в интернете, там все есть, и сделаю как там) – ошибка. Вы можете легко перегреть какой-нибудь уникальный чип, без которого восстановить данные уже не смогут даже в секретных лабораториях на Марсе.
Наиболее опасный для данных тип неисправности, так как «погибает» не логика или служебный модуль – физически погибает тот или иной узел диска. Возникновение дефектных секторов на поверхности – само по себе не проблема, диск имеет систему слежения за состоянием поверхностей и в случае чего может сам «исправить» эту беду. Но если дефектов много (скажем, поцарапалась поверхность) – диск сам с этим уже не справится; проблемы будут быстро накапливаться, диск начнет «тормозить». Закончится все синим экраном смерти. Царапина может образоваться по разным причинам: неудачно выключенный компьютер (питание «отрубилось» в процессе активности диска, когда он усиленно «шевелил» головками над поверхностью), удар или падение (причем не обязательно по компьютеру или диску – часто бывает достаточно уронить книгу или телефон на стол, где стоит ноутбук, для того, чтобы диску передался импульс этого удара) – да мало ли… Итог всегда один – данные диск может уже и не отдать.
Другая группа неприятностей – это неисправности головок чтения-записи (БМГ). Их легко распознать по стуку внутри гермоблока (он может быть громкий – обычно такое всречается у WD или Toshiba, или тихий, едва слышный – например, у накопителей Samsung или Seagate). Непрофессионал тут ничего не сделает – надо нести в мастерскую.
Что можно сделать, если Вы думаете, что у Вашего диска физические проблемы:
1) Немедленно выключить накопитель.
2) Нести накопитель к специалисту.
Что делать нельзя:
1) Нельзя открывать накопитель.
2) Нельзя трясти накопитель, бить его и любым другим подобным способом пытаться «исправить» механику ЖД. Современный накопитель – не «Жигули» первой модели, с пинка не заводится.
3) Нельзя давать накопитель непрофессионалам. Вскрытие такого накопителя, необходимое в 90% случаев, должно проводиться в защитной одежде, в чистой комнате или чистом боксе человеком, который знает, что он делает.
В заключение скажем так: Успешность восстановления Ваших данных на 50% зависит от того, что Вы будете делать с накопителем после того, как обнаружите неисправность, и на 50% — от того, к кому Вы обратитесь за восстановлением данных.