Новые Seagate: цифровая подпись служебной информации, заблокированный терминал, гелий и прочие прелести

Мы часто слышим слова о том, что вот-вот на смену традиционным жестким дискам придут твердотельные накопители. Вот-вот почти везде будут стоять эти замечательные устройства. Мы слышим это уже не один год – но чуда не происходит, мы продолжаем использовать жесткие диски. Потому что они более емкие и более дешевые. Причем когда дело касается цены – разница встает в несколько раз, а то и на несколько порядков. Скажем, накопитель SSD емкостью 2 ТБ стоит от 800 долларов США, а такой же по емкости НЖМД – чуть меньше 70.

Проблема еще и в том, что SSD большой емкости – 3, 4, 6, 8 или 10 ТБ – пока еще в проекте, тогда как жесткие диски такого объема давно на рынке. Естественно, предрекать им скорый конец – это не знать законов рынка: если кто-то предлагает дешевое и оптимальное по емкости устройство, будут покупать именно его. Дорогие аналоги покупаются, но значительно хуже – а ведь именно спрос и рождает предложение.
Вот и получается, что не скоро нам еще ждать тотального перехода на SSD. Особенно в высокоемком сегменте.
Не так давно корпорация Seagate анонсировала накопители емкостью 8 ТБ, имеющие гелиевое наполнение. Для чего внутрь диска помещается гелий, а не кислород? Для того, чтобы уменьшать трение – ведь большая емкость достигается за счет того, что увеличивается количество магнитных пластин – а значит, и площадь трения. И если против этого самого трения что-то не предпринять, накопитель будет греться, как печка.
Гелий – это не единственная беда таких жестких дисков. Вторая проблема – это блокировка работы со служебной информацией. С недавних пор корпорация Seagate начала блокировать технологические режимы и порты: как аппаратно (посредством специальных резисторных перемычек), так и программно (усеченный набор команд, отказ обработки ряда запросов, и т.п.). Все это создает дополнительные трудности при работе с подобными НЖМД. Но не делает работу невозможной =).
Мы разработали несколько методик работы с такими дисками. Первая – это физическая работа внутри гермоблока в атмосфере из гелия. Так что, если вам ответили по телефону смешным высоким голосом – значит, мы только-что занимались гермозоной гелиевого Seagate. Гелий легче воздуха, поэтому нам приходится идти на определенные хитрости с тем, чтобы он держался в чистой зоне нужное для работ (10 – 15 минут) время. Мы решили этот вопрос достаточно элегантно: сначала внутрь чистой зоны кладется накопитель, и чистая зона начинает работать на прокачку фильтрованного воздуха. Через 10 – 15 минут, когда воздух полностью очищен, мы поднимаем накопитель выше верхней кромки защиты чистого бокса (чтобы диск оказался в зоне, из которой не будет выходить гелий), отключаем циркуляцию воздуха и наполняем верхнюю часть чистой зоны гелием. На время работ гелий понемногу стравливается в чистый бокс, так как как бы аккуратно мы ни работали и как хорошо ни была заизолирована наша чистая зона, утечка газа, который легче воздуха, все равно будет.
При работе в гермозоне таких накопителей возникает и другая проблема – нам приходится работать с накопителем в перевернутом состоянии. Это позволяет дополнительно удержать гелий внутри гермозоны.
Служебная зона – это другая проблема гелиевых накопителей. Про блокировку работы с ней мы уже сказали пару слов выше – но это еще не все. В наиболее «продвинутых» накопителях реализована цифровая подпись модулей служебной информации: для того, чтобы активировать работу со служебкой, требуется знать уникальный ответ запроса на команду “Get ID”. Нам удалось выяснить, что этот ответ зависит от серийного номера – мы можем вычислить его и, в целом, иметь доступ к служебной зоне таких НЖМД практически без ограничений.
Кроме модулей служебной зоны, блокируется и работа некоторых команд (особенно – терминальных). Технология разблокировки терминальных команд таких накопителей реализована в используемом нами программно-аппаратном комплексе РС-3000, которым оборудована наша лаборатория.
Возникает закономерный вопрос: стоит ли покупать такие накопители (большой емкости, с гелием внутри)? Насколько они надежны? К сожалению, твердой статистики еще нет: их производят совсем недавно. Однако в нашу лабораторию они уже попадали, и восстановление данных с них – удовольствие совсем не из дешевых. Представьте себе, что для работ в гермозоне вам придется оплатить диск-донор – такой же накопитель. А стоит он от 200 до 300 долларов США. Вам придется предоставить накопитель для данных, на который они поместятся (а большие накопители покупают обычно для больших объемов данных – соответственно, еще один большой жесткий диск). А еще нужно будет оплатить работу, в которую будут, кроме стандартных процедур, включены операции в гелиевой атмосфере.
Кстати, о гелии. Для наших работ подходит не любой газ. Тот, которым заправляют шарики на аттракционах, нам не годится – он слишком грязный. В нем много ненужных примесей – включая пыль, которая просто убьет данные в накопителе с такой безумной плотностью записи. Мы используем только химически чистый (маркировка «х.ч.») гелий, который стоит на порядок дороже обычного. К сожалению, иначе нельзя: крошечная пылинка, попавшая между головкой и поверхностью, способна натворить таких дел, что потом будет уже невозможно что-либо предпринять…
Мы не можем ни советовать, ни отговаривать вас покупать такой диск. Это только ваше решение. Однако, если вы не можете устоять и хотите добавить в вашу систему 8 ТБ емкости – следуйте простым правилам использования такого богатства. Во-первых, такой диск очень чувствителен к любым движениям. Даже не к ударам, а именно к движениям! Установив такой диск в системный блок, ни в коем случае не двигайте его во время работы – потерять диск и данные очень легко. Все диски, поступавшие к нам для восстановления данных (их было немного пока, всего 3 штуки – но все три случая очень сложные), вышли из строя во время простого движения системного блока (стандартная история: системник стоит на полу, начали мыть, двинули шваброй – синий экран).
Во-вторых, проконтролируйте блок питания. Новые гелиевые диски очень чувствительны к питанию, просаженный вольтаж или недостаточная сила тока на пике могут привести к тому, что диск аварийно запаркует головки и остановит шпиндель; при этом часто происходит «залипание» БМГ на поверхности – очень сложный тип неисправности, особенно для дисков с количеством головок 10 и более. Такие головки нереально освободить от залипания без повреждений (и головок, и поверхности) – соответственно, неизбежны серьезные издержки на донора и потери данных при вычитывания (из-за дефектных секторов).
И в-третьих, не забывайте об ограничениях файловых систем. У вас накопитель емкостью 8 ТБ, он будет поддерживаться не всеми операционными и файловыми системами. Вам придется учитывать это и в том случае, если вы используете на своем компьютере несколько операционных систем: включение накопителя в работу другой ОС может спровоцировать повреждение первоначальной файловой системы («слетел раздел»). Это не смертельно, однако если в накопитель начать записывать данные, можно получить весьма неприятные последствия, вплоть до необходимости дорогостоящего восстановления данных после логических повреждений.
Однако не переживайте: если ваш Seagate или любой другой накопитель большой ёмкости вышел из строя и вам нужны ваши данные – обращайтесь. Мы поможем =).

-5%