Не было бы счастья, да несчастье помогло, или как поломка жесткого диска помогла нам достать с него данные

Восстановление данных – настолько специфичная область IT, что иногда выглядит даже абсурдной. Вот вам свежий пример.

Намедни принесли нам накопитель, Samsung HM500LI. Накопители эти не производят уже давно, и отличает их то, что в стандартный корпус ноутбучного диска Samsung умудрился запихать 3 пластины, которые читает БМГ из 6 головок. Отсюда повышенный нагрев гермозоны (трения то больше) и  как следствие – довольно частый выход из строя одной или нескольких головок. Вот такой вот накопитель, с мертвой исходно головкой в середине пакета, и попал к нам в лабораторию.

Вы скажете – и чего такого экстраординарного в диске с мертвыми головками в сервисе по восстановлению данных? Не торопитесь… Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Что-то прет меня сегодня на поговорки.

В общем, когда мы накопитель подключили на диагностический стенд, он вел себя вполне нормально для НЖМД с мертвой головкой: начинал подстукивать, через некоторое время давал готовность, отдавал паспорт, но наотрез отказывался читать поляну. Однако в ID накопителя было одно «но» – он показывал совершенно другой серийный номер. Возникла крамольная мысль, что у накопителя переписан паспорт. Хорошо, проверить это не сложно – считали модули и начали анализировать. Мама дорогая! В служебке не оказалось ни одного модуля, который относился бы к тому, что было написано у накопителя на наклейке!

Заказчик был допрошен с пристрастием. Как оказалось, до того, как попасть к нам, накопитель побывал в другом сервисе. Мы не будем раскрывать его названия и местоположенния, скажем лишь, что он весьма известен и считается в Бишкеке хорошим и надежным. Однако именно там накопителю полностью перезаписали служебную информацию от аналогичного, но другого, накопителя. Для чего переписывать служебку ЖД, у которого даже начинающий инженер должен без труда диагностировать проблемы с БМГ – нам непонятно, но проводить расследование на даннную тему вне нашей компетенции, поэтому мы стали думать, как исправить ситуацию. В голову шла только одна мысль.

Если у накопителя исходно была неисправность с одной из головок, то переписать служебную информацию по ней в другом сервисе не могли. Значит, если поменять накопителю головки и вычитать служебку по бывшей мертвой головке, мы получим исходную, родную и так нам нужную для восстановления данных служебную информацию, сможем исправить ошибки, сделанные до нас, и спасем заказчика, над которым уже навис дамоклов меч кары его жены за безвременно утраченные фотографии ребенка от 0 до 5 лет.

Сказано – сделано. Заменили БМГ, считали нужную информацию. Произвели необходимые манипуляции для того, чтобы ее можно было записать на диск-пациент, вернули на место родную служебку. Считали данные. Все довольны.

А помогло в этом случае то, что одна головка была неисправна. Если бы в том самом сервисном центре имели возможность переписать служебные модули по всем головкам, данные восстановить было бы уже невозможно. Почему? Все просто. У любого ЖД есть уникальные системные модули – те модули, в которых содержатся параметры накопителя, необходимые для его нормальной работы. Если их лишиться – то накопитель нормально уже работать не сможет. И взять их можно только из самого жесткого диска. А если они переписаны – то и взять их уже неоткуда.

Вот так вот иногда беда может оказаться благом.

c8208fa9-fd0d-4961-9647-bd6b972a50da 6d79a142-df1c-4492-9d03-425b487d03f3

-5%