От стихийных бедствий не застрахован никто – и если наводнение в Кыргызстане почти невозможно, то землетрясение, ураган, пожар или сель временами случаются. Вот о пожарах мы сегодня и поговорим.
Пожар – стихия опасная и коварная. Дело даже не в том, что он может начаться внехапно и в считанные секунды охватить весь дом, или, наоборот, может долго тлеть, выделяя ядовитый дым, и незаметно убить человека – дело в том, что пожар в любом случае уничтожает материальные ценности: дом, или часть дома, или мебель, или отделку, или какие-то другие предметы. Особенно чевствительными к высоким температурам являются электронные устройства. Практически ни одно из них сейчас не делается без использования пластмасс, которые при сильном нагреве плавятся, могут деформироваться или сгорать.
Накопители данных – не исключение. Жесткие диски, карты памяти, SSD, оптические носители – все это изготавливается с применением полимеров. Оптические диски (CD, DVD, BD) в огне сгорают без остатка, чего нельзя сказать о других устройствах для хранения информации. Жесткие диски, кроме полимерных частей, имеют также и металлические, которые в огне не горят и не меняют формы; карты памяти и SSD диски имеют несгорающие в огне микросхемы.
В плане изменения свойств непосредственного носителя информации (внутри жесткого диска это магнитные пластины, внутри карт памяти это NAND-микросхемы) флеш-карты наименее защищены. Для того, чтобы магнитная поверхность потеряла магнитные свойства (совершила так называемый фазовый переход, или прошла точку Кюри), ее, в зависимости от используемого материала, необходимо нагреть на температуру от 500 (реже) до 770 (чаще) градусов Цельсия. Для того, чтобы кремниевые или германиевые пластины внутри NAND-микросхем потеряли свои электропроводящие свойства, достаточно нагрева до 500 – 600 градусов Цельсия; при долговременном нагреве хватит 400 градусов. Как видим, флеш-карты более уязвимы.
Таким образом, в случае восстановления данных с накопителя, побывавшего в огне, главный вопрос, который необходимо выяснить: а был ли он нагрет до температуры фазового перехода? Согласно данным Википедии, температуры внутри горящих помещений достигают 800 – 900 градусов. Ключевое слово тут – достигают, т.е. это максимальная температура в самой горячей точке пожара. Если горит дом, а компьютер находится в угловой комнате, да еще и в углу – то у жесткого диска внутри него есть все шансы пережить фазовый переход. Если же компьютер находится в центре пожара, то он почти наверняка останется без данных.
В любом случае, выяснить, сохранились ли данные на магнитных поверхностях, можно только проведя диагностические работы. Увы, в случае с накопителями из пожара диагностика будет стоить немало, так как порядок работ при такой диагностике сильно отличается от стандартной диагностики. Детально диагностика выглядит следующим образом:
1) Визуальный осмотр накопителя. Выснение степени повреждения гермоблока, платы электроники, коннекторов. Осмотр магнитных поверхностей.
2) Заказ устройства-донора. В случае с накопителями из пожара, вне зависимости от их состояния, накопители нельзя включать без предварительной подготовки. Этой подготовкой является замена платы электроники, чистка гермоблока, замена блока магнитных головок и часто – перенос пакета магнитных поверхностей в другой гермоблок. Причины достаточно просты: плата электроники обычно обгорает и не может использоваться в том виде, в каком она будет после пожара; изоляция катушки шпиндельного двигателя и актуатора головок (voice coil motor) обгорает и начинает пропускать электрический ток (возможны короткие замыкания и прочие неприятные вещи); пластиковые части, включая парковочные рампы, деформируются.
3) Выполнение всех необходимых манипуляций с устройством донором и пациентом: перенос магнитных пластин, адаптация и перенос платы электроники, перенос магнитных головок, очистка магнитных поверхностей диска-пациента от нагара и копоти. Только после выполнения всех этих процедур можно включать накопитель и только после того, как вы включите его, вы увидите, будет ли он работать.
Как видим, процедура диагностики в этом случае почти ничем не отличается от непосредственно восстановления данных, но при этом по проведению работ мы не знаем, какой будет результат: пережили ли магнитные поверхности пожар, или все-таки прошли точку Кюри. Увы, но в случае с накопителями из пожара заказчику предстоит полная предварительная оплата всех работ и необходимых запчастей; формула «нет данных – нет оплаты работ» здесь уже не работает, так как работы производятся с достаточно высокой степенью риска. Поэтому, прежде чем нести нам накопитель, побывавший в пожаре, следует подумать, готовы ли вы рисковать денежными средствами в сумме 250 – 300 долларов: положительный исход работ вовсе не обязателен.
Другое дело – диагностика флеш-устройств. Во-первых, если микросхемы памяти потрескались, в них появились дырки или вздутия, они практически наверняка мертвы. Если же внешне чип выглядит без повреждений, его достаточно вставить в специальный чип-ридер и запросить ID. В случае если ридер покажет ID микросхемы (обычно это 4 байта), чип можно считать условно выжившим. Если ридер покажет 00 00 00 00 или FF FF FF FF, чип скорее всего мертв. Можно поиграть с контактами чипа, попробовать их залудить, но помогает это крайне редко.
Почему «условно выживший»? Все просто. Современные микросхемы NAND-памяти – это сложные многослойные кристаллы, в которых слои располагаются друг над другом, как бутерброд. При нагревании, даже быстром, эти слои нагреваются неравномерно, и в силу законов физики (расширение – сжатие) появляются микросмещегния между слоями, приводящие обычно к значительному ухудшению характеристик чтения чипа. При этом чип может либо читаться с большим количеством некорректируемых ошибок, делающих восстановление данных практически невозможным, либо может не читаться вообще – хотя ID будет отдавать правильно и быстро. Но, в любом случае, диагностика NAND-чипов после пожара намного легче и дешевле.
Наконец, диагностика горелых SSD дисков. Обычно их плата электроники сгорает достаточно хорошо, и микросхемы памяти лежат веселой кучкой где-то поблизости. Проблема в том, что для восстановления данных с таких накопителей нужно знать, в каком порядке микросхемы были припаяны к плате. Если даже мы можем считать сами микросхемы (опять же, тем же устройством-ридером), незнание порядка чипов делает возможность восстановления данных весьма трудоемкой задачей. Но и это еще не все. Довольно много SSD не имеет смысла восстанавливать, считывая образы микросхем: построенные на контроллерах SandForce твердотельные накопители надежно зашифрованы, и в настоящее время нет средств для их расшифровки. Но есть другая возможность – подобрав идентичный диск-донор, мы можем перенести на него все чипы, и считать данные. Это не всегда возможно и требует соблюдения массы условий, однако все же лучше, чем оставаться совсем без надежды.
Да, пожар – это всегда страшно. Потерять имущество – тоже страшно. Но мы можем помочь вам восстановить ваши данные – и хотя это недешево, но возможно.