Флешка сейчас есть у каждого. Нет, наверно, у старой бабушки ее нет, хотя подождите… Есть у нее мобильный телефон? Есть. Ага, значит, и флешка есть.
Я это к тому, что объемы данных, хранящиеся на устройствах такого типа, растут бешеными темпами. Кроме флешек в телефонах, ставших уже стандартом, есть флешки в фотоаппаратах, диктофонах, планшетах. Есть просто флешки, сами по себе флешки – USB-драйвы, карты памяти (SD, CF и т.п.), SSD-диски. Да-да, SSD-диск – это тоже флешка. Только очень большая. Не так давно на Ali-экспрессе я наблюдал крайне любопытное чудо китайского АТА-прома: SSD-диск, сделанный как RAID-массив из 8 SD-карт. Каково? Покупаете такую плату (со стандартным SATA-интерфейсом), втыкаете в нее 8 SD-карт по 32 Гигабайта – и получаете на выходе 256 Гбайт емкости с довольно приличной скоростью. Хотите объемчик побольше? Используйте карты по 64 гига. А, чего уж там мелочиться – ставим 8 карт по 128 гигабайт и получаем терабайтный SSD. Конечно, скорости реального SSD такое устойство не выдает, но все же работает намного быстрее обычного жесткого диска. Однако, я отвлекся.
Как и любое другое электронное устройство, флешка имеет свойство ломаться. По выходу из строя сей девайс довольно часто уносит с собой данные. Восстановление этих данных и будет темой данной заметки.
Мы уже много писали о том, что восстановление данных с NAND-устройств – дело хлопотное и трудоемкое. Наши заказчики упорно считают, что раз устройство стоит двадцать баксов, то и восстановление данных с него ну никак не может стоить дороже той же двадцатки. Весьма своеобразный подход, который объяснить не представляется возможным, из разряда того, что не так давно ощутил один мой знакомый, решивший открыть выставочный бизнес: практически все его потенциальные клиенты, увидев цену за просмотр в 150 отечественных денег, говорили о том, что это безумно дорого и… шли пить кофе в соседний павильон. За 250 тех же самых денег.
История сохранила нам еще боее яркую аллегорию несоответствия стоимости носителя и стоимости восстановления с него данных. Как известно, после Великой Отечественной войны собрались главы государств-союзников в Сочах, дабы договориться о том, как мир будет теперь жить. На одном из заседаний Уинстону Черчиллю из его службы охраны передали записку. Прочтя записку, английский премьер невозмутимо сложил ее в карман, а затем написал ответ. Прочтя ответ, написанный на небольшом клочке бумаги, сотрудник службы охраны английского премьер-министра также невозмутимо положил бумажку в пепельницу и сжег дотла. Свидетелем этого немого диалога был Иосиф Сталин, поручивший своим соколам во что бы то ни стало выяснить, что было написано на бумажке (отбирать первую записку у Черчилля, естественно, никто не стал). Пепел из пепельницы был перенесен в специальную лабораторю, где по крупицам была выложена вся эта бумажка. Работы велись почти два месяца, после чего Сталину передали текст: «Старый орел не вывалится из гнезда». Над этой задачей бились лучшие советские шифровальщики – но расшифровать ее так и не смогли. Когда же Сталин напрямую спросил Черчилля, что это означает, тот невинно ответил, что служба охраны предупредила его о том, что на мероприятии у него оказалась расстегнута ширинка брюк, ну а он дал соответствующий поэтичный ответ. К чему это я? А к тому, что при стоимости бумажки, скажем, в 1 цент (хотя это, конечно, сильно завышенная цена) стоимость восстановления данных с нее, занявшая более 2 месяцев физической работы целой лаборатории и более месяца работы другой лаборатории – шифровальщиков – составляла не менее двух миллионов долларов.
Другими словами, стоимость данных определяется не стоимостью их носителя, а… стоимостью самих данных =).
Вернемся к нашим флешкам. Конечно же, мы не будем назначать такую высокую цену за нашу работу – она, во-первых, все таки не так трудоемка (хотя бывают такие случаи, что по истечении многих часов работы мозг кипит, как чайник), и, во-вторых, более-менее стандартизирована.
Важным моментом восстановления данных с NAND-устройств является чтение микросхем, содержащих данные (NAND-чипов). Для этого, как известно, микросхема выпаивается и затем читается на специализированном устройстве-ридере. После чего полученный дамп анализируется специальным ПО и из него извлекаются пользовательские данные. Данные в NAND-микросхемах находятся не в обычном виде, из которого можно прямо доставать файлы – нет, данные обычно сильно перемешаны. Это делается для того, чтобы увеличить срок службы NAND-микросхемы (первая функция) и чтобы увеличить быстродействие всего флеш-устройства (вторая функция). Оба этапа работы с NAND-устройствами (выпаивание и чтение микросхемы, сборка данных из файлов-образов) крайне важны, однако вычитывание чипа все же имеет большую важность: если чип вычитан с ошибками, или данные из микросхемы поступили «криво» (скажем, при передаче все четные биты изменились на какое-то фиксированное или случайное значение), мы никогда не сможем собрать образ и вытащить из него нужные файлы. Для того, чтобы правильно считать чип, крайне важно его не перегревать: NAND-микросхемы очень чувствительны к перегреву, и в случае возникновения последнего, огромные массивы данных будут читаться с ошибками.
Нашей компанией выпаивание любых NAND-микросхем производится ИК-паяльной станцией по специально разработанному термопрофилю. Данный термопрофиль разработан с учетом того, чтобы воздействие высоких температур на чип было минимальным, а сами температуры не превышали определенных пределов, критичных для функционирования микросхем. Эта методика является ноу-хау нашей компании и гарантирует абсолютно безопасный демонтаж любого количества NAND-микросхем с любого устройства; методика была протестирована на SSD-накопителе производства Toshiba: были сняты и затем поставлены на место все микросхемы памяти, после чего SSD-диск до сих пор (уже больше двух месяцев) успешно трудится в одном из наших рабочих компьютеров. Мы знаем, как выпаять чип так, чтобы он сохранил работоспособность: термовоздушная паяльная станция, увы, для этого уже не годится. И дело даже не в том, что на ней сложнее регулировать температуру и ее контролировать: нет, все намного проще. Технологии производства современной флеш-памяти подразумевают ее многослойность, а значит, при неравномерном нагреве, который неизбежен при использовании горячего воздуха, мы неминуемо получим микроискривления или микросмещения слоев внутри кристалла, которые и испортят нам характеристики чтения (или сделают само чтение банально невозможным). Поэтому, если вам нужны данные с вашей флешки, выбирайте тех мастеров, которые имеют ИК-паяльную станцию и умеют ей пользоваться ;).